Как и было весело... (рассказ) [Ayzek Azimov] |
Марджи тогда даже записала об этом в свой дневник. На странице с заголовком «17 мая 2157 года»; она написала: «Сегодня Томми нашел самую настоящую книгу!»; Это была очень старая книга. Как-то дедушка рассказал Марджи, что, когда он был маленьким, его дедушка говорил ему, будто было время, когда все рассказы и повести печатались на бумаге. Они переворачивали желтые хрупкие страницы, и было ужасно забавно читать слова, которые стояли на месте, а не двигались, как им положено, - ну, вы сами знаете, на экране. И потом, когда они переворачивали страницы назад, там были те же самые слова, что и раньше, когда они читали в первый раз. — Ну вот, - сказал Томми. - Сплошное расточительство. Книгу ведь, наверное, выбрасывали, когда прочитают. А на нашем телеэкране прошло, должно быть, миллион книг, и пройдет еще столько же. Уж экран-то я ни за что не выброшу. — Я тоже, - сказала Марджи. Ей было одиннадцать лет, и она видела гораздо меньше телекниг, чем Томми. Ему было тринадцать. — Где ты ее нашел? - спросила она. — В нашем доме. - Он показал рукой, не поднимая глаз, потому что был погружен в чтение. - На чердаке. — А про что она? — Про школу. — Про школу? - с презрением сказала Марджи. - А чего про нее писать-то? Ненавижу школу. Марджи всегда ненавидела школу, а теперь ненавидела, как никогда. Механический учитель давал ей по географии контрольную за контрольной, и Марджи делала их все хуже и хуже, и тогда мама грустно покачала головой и послала за Районным Инспектором. Это был маленький круглый человек с красным лицом и целым ящиком инструментов с циферблатами и проволоками. Он улыбнулся Марджи и дал ей яблоко, а затем разобрал учителя на части. Марджи надеялась, что он не сумеет собрать его снова, но он сумел, и через час или около этого учитель был готов, огромный, и черный, и гадкий, с большим экраном, на котором он показывал все уроки и задавал вопросы. Экран был еще ничего. Больше всего Марджи ненавидела щель, куда ей приходилось всовывать домашние задания и контрольные работы. Она должна была писать их перфораторным кодом, которому ее научили, еще когда ей было шесть лет, и механический учитель в один миг высчитывал отметки. Закончив работу, Инспектор улыбнулся и погладил Марджи по голове. Он сказал маме: «Девочка здесь ни при чем, миссис Джонс. Видимо, сектор географии был несколько ускорен. Иногда это бывает. Я замедлил его до нормального десятилетнего уровня. А общий показатель ее успехов вполне удовлетворительный»;. И он снова погладил Марджи по голове. Марджи была разочарована. Она надеялась, что учителя заберут совсем. Учителя Томми однажды забрали почти на целый месяц, потому что в нем полностью выключился сектор истории. Вот почему она сказала Томми: — С какой стати кто-нибудь станет писать о школе? Томми с видом превосходства взглянул на нее. — Потому что это не такая школа, как у нас, дурочка. Это старая школа, какая была сотни и сотни лет назад. Марджи почувствовала себя задетой. — Откуда мне знать, какие у них там были школы?.. Некоторое время она читала через его плечо, затем сказала: — Ага, учитель у них был! — Конечно, был. Только это был не настоящий учитель. Это был человек. — Человек? Как же человек может быть учителем? — А что тут такого? Он просто рассказывал ребятам и девчонкам, давал им домашние задания, спрашивал. — Человек бы с этим не справился. — Еще как бы справился. Мой отец знает не меньше, чем учитель. — Не может этого быть. Человек не может знать столько, сколько учитель. — Спорим на что хочешь, он знает почти столько же. - Марджи не была подготовлена к пререканиям на эту тему. — А мне бы не хотелось, чтобы у нас в доме жил чужой человек, - заявила она. Томми покатился со смеху. — Ты же ничего не знаешь, Марджи! Учителя не жили в доме у ребят. У них было специальное здание, и все ребята ходили туда. — И все ребята учили одно и то же? — Конечно, если они были одних лет. — А мама говорит, что учитель должен быть настроен на ум каждого мальчика или девочки и что каждого ребенка нужно учить отдельно. — Значит, в те времена так не делалось. И если тебе это не нравится, можешь не читать. — Я не говорю, что мне не нравится, - поспешно сказала Марджи. Ей хотелось почитать об этих странных школах. Они не дочитали и до половины, когда мама Марджи позвала: — Марджи! Школа! Марджи оглянулась. — Еще немножко, мамочка. — Немедленно, - сказала миссис Джонс. - Томми, вероятно, тоже уже пора. Марджи сказала, обращаясь к Томми: — Можно, после школы я еще немножко почитаю с тобой? — Там видно будет, - безразлично сказал Томми и ушел, посвистывая, с пыльной старой книгой под мышкой. Марджи отправилась в школьную комнату. Школьная комната была рядом со спальней, и механический учитель уже стоял на готове и ждал Марджи. Он всегда стоял наготове в одно и то же время каждый день, кроме субботы и воскресенья, потому что мама говорила, будто маленькие девочки учатся лучше, если занимаются регулярно. Экран светился, и на нем появились слова: «Сегодня по арифметике мы будем проходить сложение правильных дробей. Пожалуйста, опусти в щель вчерашнее домашнее задание»;. Марджи со вздохом повиновалась. Она думала о старых школах, которые были в те времена, когда дедушкин дедушка был маленьким мальчиком. Все дети со всей округи кричали и смеялись на школьном дворе, вместе сидели в классах, а в конце дня вместе отправлялись домой. Они все учили одно и то же и могли помогать друг другу делать домашние задания и говорить о них. И учителя были людьми... Механический учитель писал на экране: «Когда мы складываем дроби 1/2 и 1/4 -...»; Марджи думала о том, как, должно быть, дети любили тогда школу. Она думала о том, как им было весело. |
№ | Eng ko'p o'qilganlar |
---|---|
1 | Gʻazallar, ruboylar [Zahiriddin Muhammad Bobur] 62811 |
2 | Yulduzlar mangu yonadi (qissa) [Togʻay Murod] 60843 |
3 | Gʻazallar [Nodira] 40621 |
4 | Guliston [Sa’diy] 37201 |
5 | Sobiq (hikoya) [Said Ahmad] 24969 |
6 | Hikmatga toʻla olam (gʻazal, ruboiy... [Sa’diy Sheroziy] 23931 |
7 | Мусульманские имена (част... [Ibn Mirzakarim al-Karnaki] 23545 |
8 | Yulduzli tunlar (I- qism) [Pirimqul Qodirov] 20100 |
9 | Vatanni suymak [Abdulla Avloniy] 18982 |
10 | Mehrobdan chayon (I- qism) [Abdulla Qodiriy] 14840 |